Иван Алексеевич Бунин — знаковая фигура в русской культуре. Это первый русский писатель, ставший лауреатом Нобелевской премии.

22 октября 2025 года мир отмечает 155-летний юбилей со дня его рождения.

Писатель любил Россию, ей посвящено его творчество.

Руководствуясь собственным пониманием о чести, благородства, любви к Отечеству, Бунин навсегда покинул Родину. И всё же вернулся к ней своими произведениями, но уже после смерти.
  • 1890
  • 1910
  • 1927
Это портреты Ивана Алексеевича в разные периоды его жизни.

На первой — юный писатель — выходец из обедневшей дворянской семьи, рано осознавший своё призвание и почти подростком покинувший родительский дом.

На второй — признанный писатель в расцвете своего таланта — любимый читателями и уважаемый критиками, имеющий достаток и семейный уют, не знающий ещё, что всё это совсем скоро будет сметено революцией.

И вот третий портрет. Красивый седой господин, по виду иностранец, живущий вдали от России, но не теряющий глубокую духовную связь с ней. Россия продолжит жить на страницах его книг, отличающихся блистательным и точным русским языком.

Именно за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» писатель получит Нобелевскую премию.

Он умрёт в чужой стране, но не изменит себе, своим принципам, своей любви к настоящей России.
ПОРТРЕТ ПЕРВЫЙ
  • Анна Петровна
    БУНИНА
    поэтесса, переводчица
  • Василий Андреевич
    ЖУКОВСКИЙ
    поэт, переводчик,
    литературный критик
  • Людмила Александровна БУНИНА
    мать писателя
  • Алексей Николаевич
    БУНИН
    отец писателя
Иван Алексеевич принадлежал к древнему дворянскому роду. Среди родственников писателя были известные деятели русской науки и культуры, в том числе и поэты — Анна Бунина, Василий Андреевич Жуковский.

Род Буниных уходит корнями в XV век, отец будущего писателя, Алексей Николаевич, был мелкопоместным барином, человеком той самой загадочной «русской души» — широкой, безудержной, безрассудной. Он питал отвращение к наукам, и тем не менее, дал гимназическое образование двум старшим сыновьям.
22 октября 1870 года в Воронеже,
на съемной квартире, в доме № 3
по Большой Дворянской родился,
ещё один сын, Иван.
Мать Бунина, Людмила Александровна, была беззаветно предана семье, детям, которых у неё было девять. Людмила Александровна рассказывала:
«Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Уже в его младенчестве я знала, что он будет особенным, ибо ни у кого нет такой тонкой души, как у него».
Через четыре года семья вернулась в родовое поместье, в Елецкий уезд. Бунин рос на затерянном в степях хуторе Бутырки: зимой — бескрайняя снежная равнина, летом — море хлебов, трав и цветов.

Ранние годы Бунин провёл в деревенском уединении. Навсегда в его память запала прощальная поэзия увядания старинных «дворянских гнёзд». Его детские воспоминания тесно связаны «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями.

А ещё были сказки и народные песни. Именно они зародили в душе писателя «божественное великолепие мира» — главный мотив всего его творчества. Спустя годы детские впечатления отзовутся в его произведениях.

Мальчику повезло с домашним преподавателем — студентом Московского университета Николаем Ромашковым, который обучал его языкам, дал первые уроки рисования.

А вскоре началась собственная одиссея писателя. Бунину суждено было вести жизнь странника — иногда добровольного, любопытного к миру путешественника, а в конце жизни изгнанника, оторванного от родины.

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Летом 1881 года Иван Бунин поступил в гимназию. Учёба давалась легко. Единственным трудным предметом была математика. Лет восьми Бунин написал первое стихотворение. В гимназии продолжил писать стихи, подражая Пушкину, Лермонтову. Вплотную поэтическим творчеством Бунин начал заниматься летом 1884 года, и стихи никому не показывал. Много позднее он посвятил своей маме вот эти строки:

Матери

Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?


Семён Яковлевич НАДСОН
В 16 лет Иван Бунин покинул гимназию. Начиная с этого времени его удел — самообразование. Старший брат писателя Юлий занимался с Иваном гуманитарными науками, подробно обсуждали стихи Семёна Надсона, рано умершего поэтического кумира молодёжи того времени. Юлий Алексеевич поражался самостоятельным суждениям младшего брата.

Семнадцатилетний Иван Бунин послал в петербургскую газету стихотворение памяти Семёна Надсона. Его напечатали. Ему было всего 17, а его голос уже зазвучал в России. На протяжении 1887−1988 г. в разных журналах были напечатаны стихи и рассказы Бунина.
Орёл
В восемнадцать он полностью самостоятельную жизнь. Бунину приходилось учиться на ходу. Писатель перебрался в Орёл, устроился сотрудником в местную газету, потом служил библиотекарем, статистиком. Из-под его пера выходят рассказы, фельетоны, корреспонденции и, конечно же, стихи.
Полтава
Из Орла он переехал в Полтаву, где устроился на службу в статистическое отделение губернской управы
Петербург
Затем в Петербург, в Москву, далее в Одессу.
Москва
Одесса
Как у молодого Гёте, это были «годы странствий». Он узнавал жизнь, узнавал людей, видел новые места, другую природу, так непохожую на его родные степи и леса.
Жизнь давала молодому писателю и счастливый, и горький душевный опыт. В юности Бунин пережил неудачный роман с Варварой Пащенко, будущей Ликой в его автобиографической книге «Жизнь Арсеньева». Глубоко, без остатка захватило Бунина чувство к ней. Но она отвергла предложение Бунина, юношеская любовь Бунина оказалась невечной.

Мы рядом шли

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.

Иван Алексеевич тяжело переживал расставание. За долгой несчастной любовью последовала неудачная женитьба на Анне Цакни, дочери обрусевшего грека, издателя одесской газеты «Южное обозрение».
Начинающий писатель искал вовсе не семейный уют, а себя, своё место в мире. В 1900-е годы он пережил серьёзное увлечение толстовством. Его встреча с Л. Н. Толстым произошла в 1894 году. Постепенно Бунин осознал, что это не его путь. Однако художественная мощь маститого классика навсегда осталась для Ивана Алексеевича безусловным ориентиром, так же, как и творчество А. П. Чехова.

Генри ЛОНГФЕЛЛО
Бунин осознавал, что перед ним собственный путь идей, тем, художественных открытий. По этому пути он и следовал. И шаги его были стремительными. В 1891 году Иван Алексеевич — начинающий поэт, автор единственного сборника стихов. Но уже через 4 года — литератор, о котором говорят: появился писатель, обладающий внимательным взглядом и свежим, «авторским» языком. Особым успехом пользовался его рассказ «На край света».

В начале 1895 года юноша входит в столичную литературную среду, сближается с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ф. К. Сологубом.

В апреле 1899 года Иван Алексеевич побывал в Ялте, встречался с Чеховым и Горьким. Именно Антон Павлович предсказал, что из Бунина выйдет «большой писатель».

Самостоятельно изучив английский язык, в 1896 году Бунин переводит и издаёт поэму американского писателя Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа была признана одной из лучших в русской переводческой традиции, и за неё в 1903 году Российская академия наук присуждает Бунину Пушкинскую премию.
ПОРТРЕТ ВТОРОЙ
Современники не раз отмечали «барскую осанку» Бунина, его врождённую элегантность, умение свободно держаться и естественно чувствовать себя в любом обществе. А жена Куприна Мария Карловна как-то призналась, что её муж — даже в самых модных костюмах — рядом с Иваном Алексеевичем выглядел нескладным и неловким.

Иван Алексеевич нашёл свое призвание. Выходят в свет сборники стихов «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), в начале 1901 года — «Листопад». Александр Блок за «Листопад» и другие произведения признавал за Буниным право на «одно из главных мест» среди русской поэзии.

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Молодой Горький восхищался стихотворениями, собранными в этой книге:
«Какое-то матовое серебро, мягкое и тёплое льётся в грудь со страниц этой простой изящной книги».
А между тем с поэзией у Бунина всё больше соперничает проза. Успех начинают завоевывать рассказы о крестьянском быте.

В 1900 году увидела свет книга «Стихи и рассказы». А в 1902—1909 годах издательство «Знание» выпускает первое собрание сочинений И. А. Бунина в пяти томах.

В 1909-м ему присуждается вторая Пушкинская премия за собственные стихи и переводы Дж. Байрона, и он избирается почётным академиком Российской академии наук. В своём творчестве И. Бунин утверждал вечные ценности. Чувство Родины, языка, истории у него было огромно.

Настоящую славу Бунину принесли рассказы и повести о русской деревне. В 1910 году выходит повесть «Деревня», в 1912 — сборник повестей и рассказов «Суходол», в которых была такая горькая и полная правда о людях русской деревни, что она поразила всех, даже сентиментальных «народолюбцев», и смутила пресыщенную эстетную публику.

В 1910 году Бунину исполнилось 40 лет. Он в расцвете своего дара. В последнее десятилетие начинают приходить к нему и внешние знаки признания. Его выбирают академиком, он выпускает собрание сочинений. Входит в спокойные, надёжные берега и его семейная жизнь.
В ноябре 1906 года Иван Алексеевич знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, ставшей его женой, а впоследствии биографом и издателем.

Вера Николаевна окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Она сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину, была его спутницей в течение 46 лет и без неё, по собственному признанию писателя, он «ничего не написал бы. Пропал бы!»
В ноябре 1906 года Иван Алексеевич знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, ставшей его женой, а впоследствии биографом и издателем.

Вера Николаевна окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Она сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину, была его спутницей в течение 46 лет и без неё, по собственному признанию писателя, он «ничего не написал бы. Пропал бы!»
Писателя захватывает страсть к путешествиям, желание видеть далёкие страны, чужое небо и землю. Бунины много путешествуют: Египет и Палестина, Индия и Цейлон… Литератора манят древнейшие земли человечества, угасшие цивилизации, он хочет разгадать загадку времени, размышляет о прошлом некогда великих народов.

Во время путешествия по Средиземному морю на огромном комфортабельном пароходе с богатой и праздной публикой на верхних палубах Бунин спустился в машинное отделение. Писатель был поражён зрелищем корабельного чрева, где у огнедышащих топок работали кочегары, и заметил:
«Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьём вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, чёрные от угля, работают… Справедливо ли это?»
Эта социальная вертикаль подсказала Бунину сюжет рассказа «Господин из Сан-Франциско», в котором писатель показал призрачность власти, даруемой богатством. Рассказ был написан в самый канун революции.

В 1915 году вышло в свет второе собрание сочинений Ивана Алексеевича в шести томах. Казалось бы, впереди заслуженный успех, ровная гладь жизни…
ПОРТРЕТ ТРЕТИЙ
Писатель с резкой, бескомпромиссной враждебностью встретил и Февральскую, и Октябрьскую революции. Там, где Блок услышал «музыку», Ивана Алексеевича ужасала какофония бунта.

Это страшное время Бунин запечатлел в художественно-документальном произведении «Окаянные дни». Первая его часть состоит в основном из миниатюрных зарисовок, воссоздающих общую атмосферу в послереволюционной Москве: писатель фиксирует тексты уличных плакатов, газетные заголовки, случайные реплики прохожих. Этот моментальный снимок времени.

Во второй части, повествующей об Одессе 1919 года, преобладают короткие рассказы и заметки. Впервые книга была полностью напечатана в 1926 году в Берлине, в издательстве «Петрополис», в десятом томе собрания сочинений, а в нашей стране её выпустили только в 1988 году

В 1920 году Бунин отплыл из Одессы, чтобы больше никогда, уже до самой смерти, не ступить на родную землю.

У птицы есть гнездо

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!


У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

В первые годы жизни в эмиграции Бунин мало занимался литературной деятельностью. И всё же книги Ивана Алексеевича продолжали выходить — в начале 1920-х годов в Париже, Берлине и Праге были изданы сборники его рассказов, написанных в дореволюционную пору.

Перелом произошёл в 1924 году. 16 февраля в Париже состоялось мероприятие под названием «Миссия русской эмиграции», в котором участвовали Дмитрий Мережковский, Иван Шмелёв и другие. Бунин выступил с докладом, в котором указал, что задача русской эмиграции заключается в неприятии «ленинских заповедей»:
«Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного течения… Россия! Кто смеет учить меня любви к ней?»
Россия продолжает оставаться главной темой творчества Бунина в эмиграции: достаточно перелистать страницы «Антоновских яблок». Вдали от Родины, писатель переносил на бумагу длинный свиток ушедших впечатлений, воплощая в слове, возрождая к жизни русских людей и русские поля, перелески, монастыри и трактиры, постоялые дворы, дороги и реки былой Руси, все ощущения, всю красоту, жар и волнения своей молодости. Так создавались автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», повесть «Митина любовь», рассказы.

Писатель поселился в Париже в скромной квартире на улице Оффенбаха. Правда, во французской столице он проводил только зимы. А большую часть года жил в маленьком курортном городке Грас, неподалеку от морского побережья на юге Франции. Дольше всего прожил на вилле «Бельведер». Именно здесь была написана «Жизнь Арсеньева».
В 1933 году писатель получил известие о том, что за его «строгий талант» ему присуждена Нобелевская премия. В своей речи Бунин отметил, что эта награда впервые вручается литератору-изгнаннику.
1940 год. На пороге война. Бунину 70 лет. Немцы захватывают Францию, готовят вторжение в СССР. Годы немецкой оккупации Бунин провел в Грасе. При немцах он не напечатал ни строчки:
«Иван Алексеевич всей душой жаждал победы русского народа и разгрома Германии. Всё нацистское и гитлеровское он ненавидел; русских „коллаборантов“ и тайных и даже явных поклонников Гитлера презирал открыто; победам русского оружия радовался бесконечно…»
В 1943 году писатель издаёт сборник рассказов «Тёмные аллеи» — лучшую книгу малой прозы.

После окончания войны из СССР в Париж был командирован Константин Симонов. Не просто так, а с важной миссией — уговорить нобелевского лауреата вернуться в Россию. Бунин дал понять, что никогда не приедет в Страну Советов. Причиной тому не только болезни и старость, но более всего неумение и нежелание поступиться принципами и убеждениями.
В октябре 1953 года состояние здоровья Ивана Алексеевича резко ухудшилось. 8 ноября писателя не стало. Похоронили Бунина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Произведения Бунина изданы на всех европейских языках, а также в Индии и Японии. Прозу его приравнивают к произведениям Толстого и Достоевского, отмечая, что он обновил русское искусство слова и по форме, и по содержанию. Он восславил отечественную литературу так, как только могут это сделать гениальные писатели.

Эти три портрета, три фотографии вмещают долгую жизнь, полную странствий, творчества, любви, философских раздумий, художественных исканий, мужества и принципиальности, неподдельной любви к своей родине.

И цветы, и шмели, и трава

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»


И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.