коллекция древностей
Вольфгангъ Гёте. Фаустъ. Съ 50 картинами А. Лизенъ-Майера. Орнаментными украшениями Р. Зейтца. Русскiй переводъ В. Н. Струговщикова. Изданиiе товарищества М. О. Вольфъ. С.-Петербургъ и Москва. 1899 годъ.
Отпечатано художественными специальными шрифтами словолитни М. О. Вольфа, в художественной типографии Брейткопфа и Гертеля в Лейпциге. Издание изысканно украшено 50 картинами А. Лизен-Майера, в том числе с 9 офортами в лист. Составные узорные художественные форзацы из тонированной на золоте бумаге, со сложным рисунком растительного орнамента. Тройной золотой обрез блока. Издание прекрасно иллюстрировано множеством гравюр и иллюстраций на отдельных листах, рисунки и гравюры в тексте. Художественное оформление всего издания: оригинальные заставки и виньетки, концовки и мн. др. Издание напечатано на мелованной бумаге.
Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Одна из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий в мире. Это самый грандиозный издательский проект советской эпохи. Первое издание БСЭ состояло из 66 томов. Они выходили с 1926 по 1947 гг. К написанию статей, научному руководству и редактированию с самого начала привлекались крупнейшие учёные страны. Каждый том Энциклопедии содержит, 8 — 10 цветных географических карт и до 20 иллюстраций на отдельных листах.

В иллюстрационном отношении БСЭ даёт карты, диаграммы, технические рисунки и пр. Кроме вкладных листов широко применяются рисунки и карты в тексте. Большая часть этих иллюстраций исполнена гравюрой на дереве известными художниками.
Полное собрание сочинений А. С. Пушкина в 16 томах
Издание произведений, критических статей и переписки Александра Сергеевича Пушкина, начатое Академией наук СССР в 1933 году и приуроченное к отмечавшемуся в 1937 году столетию со дня гибели поэта. Выпуск собрания сочинений осуществлялся издательством АН СССР в 1937—1949 годах, дополнительный семнадцатый том был издан в 1959 году и не имел нумерации, а с учётом полутомов издание включает 20 книг.
А. С. Пушкин. Скупой рыцарь. Иллюстрации С. Плошинскаго. Изданiе А. С. Суворина. 1908 годъ.
Книга роскошно иллюстрировано рисунками С. Ф. Плошинского, имитирующими средневековые рукописи, выполнены цветной автотипией. Мелованная бумага. Сергей Фёдорович Плошинский — художник-график, в начале ХХ в. жил в Петербурге, сотрудничал как иллюстратор с издательствами Девриена, Суворина и др., автор рисунков к многочисленным открыткам, выпущенным в Петербурге в начале века.
Вселенная и человечество. Подъ общей редакцiей Ганса Крэмера. Книгоиздательское товарищество «Просвещенiе». С.-Петербургъ. 1896 годъ.
Великолепно иллюстрированное, большеформатное издание, содержащее в себе энциклопедические сведения по естественным наукам и антропологии, содержит более 200 цветных и множество черно-белых иллюстраций в тексте и на отдельных листах. Издание в красивых переплётах с использованием кожи, в стиле «модерн» с золотым тиснением на крышках и корешках. Тройные тонированные обрезы. Книга была написана коллективом выдающихся немецких ученых и вобрала в себя все новое, что появилось в науке к началу ХХ в. Перевод с немецкого на русский язык выполнил Александр Станиславович Догель (1852—1922), учёный, один из основоположников нейрогистологии, основатель журнала «Русский архив анатомии, гистологии и эмбриологии», член Комитета по присуждению Нобелевских премий.
И. Я. Павловскiй. Русско-немецкiй словарь. Изданiе Н. Киммеля. Рига. 1911 годъ.
Словарь отпечатан в Лейпциге. Содержит более 160 тысяч слов, относящихся как широкой и общеупотребительной лексике, так и у узконаправленной терминологии. Особую прелесть словарю придают архаизмы начала XX века, которые будут особенно интересны филологам. Иван Яковлевич Павловский (1852−1942 гг.) — лексикограф, переводчик, журналист. Принимал активное участие в революционной деятельности, за что даже был приговорен к трём месяцам тюрьмы. После отбывания срока эмигрировал в Америку, также жил в Швейцарии и Франции, где работал корреспондентом газеты «Новое Время». Был близко знаком с Чеховым А. П. и Тургеневым И. С. Воспоминания о последнем впоследствии принесли ему наибольшую популярность как литератору.
Собрание сочинений Л. Н. Толстого. Издательства И. Д. Сытина. 1912−1914 гг.
Издания в переплетах с золотым тиснением по корешкам и передним крышкам, которые украшены чеканными металлическими барельефами. Каждый том украшен индивидуальным по орнаменту, узорчатым тройным обрезом, с изображением венков, виноградной лозы, листов крестоцвета, декорированных золотом. По замыслу издателя Ивана Дмитриевича Сытина это издание должно было стать самым парадным из тех изданий Толстого, какие до тех пор выходили в свет. На него Сытин затратил несколько сотен тысяч рублей. Работу над редакцией и примечаниями вел Павел Иванович Бирюков, крупнейший биограф, друг и последователь писателя Л. Н. Толстого. Оформление книг работы художников А. В. Моравова, А. М. Корина, М. М. Щеглова, З. Е. Пичугина, К. В. Лебедева, Л. О. Пастернака и А. П. Апсита. Художники оформили для издания титульные листы, заставки и концовки, а также выполнили циклы иллюстраций, которые были напечатаны на отдельных картонных листах.
Библиотека великихъ писателей. Изданiе Брокгаузъ-Ефрона. С.-Петербургъ. 1902−1904 гг.
Издания в полукожаных переплётах с золотым тиснением по корешкам. Акционерное издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон было основано в Санкт-Петербурге в 1889 году типографом Ильёй Абрамовичем Ефроном по инициативе профессора литературоведа Семёна Афанасьевича Венгерова, а также при участии немецкого издательства Brockhaus, основанного автором знаменитой немецкой энциклопедии Фридрихом Арнольдом Брокгаузом в 1805 году. Издательское общество располагалось в Санкт-Петербурге, в доме № 6 в Прачечном переулке. Не раз издательство Брокгауза и Ефрона предпринимало выпуск периодических изданий. Одним из таких периодических изданий должна была стать и «Библиотека великих писателей». К вынужденному окончанию издания в 1915 году из-за начала Первой мировой войны вышло 20 томов: 3 тома сочинений Байрона, 2 тома Мольера, 6 томов Пушкина, 5 томов Шекспира и 4 тома Шиллера.
П. Н. Полевой. Исторiя русской словесности. Съ древнейшихъ временъ до нашихъ дней. Изданiе А. Ф. Маркса. С.-Петербургъ. 1900 годъ.
Бумага изготавливалась фабрикой К. П. Печаткина. Иллюстрации выполнены литографическим, автотипическим и цинкографическим способами в издательстве А. Маркса. Фотографии с натуры и с рукописей были исполнены в Петербурге Буллой, в Москве — Гробовским. Полевой Петр Николаевич (1839−1902), писатель, литературовед. Закончил Историко-филологический факультет С.-Петербургского университета. В 1871 Полевой поселился в С.-Петербурге, где посвятил себя литературной деятельности. В 1880-х издавал «Живописное обозрение». Большой успех имели его «История русской литературы в очерках и биографиях» и «Учебная русская хрестоматия». В 1900 Полевой выпустил главный труд своей жизни «История русской словесности с древнейших времен до наших дней», в которой раскрыл православно-национальный характер русской литературы. Главная цель настоящего монументального исследования — в общедоступной форме изложить «наиболее полную картину умственной и духовной жизни русского народа, насколько она проявилась в устном, рукописном или печатном русском слове», многочисленные исторические очерки, начиная с древнейших литературных памятников до последних ко времени написания книги произведений российских писателей и поэтов, ученых, историков и публицистов. Излагая историю русской словесности в тесной связи с теми различными условиями и влияниями, которые в разное время способствовали ее развитию или задерживали её рост, П. Н. Полевой первый, кто дает полное представление о том, как постепенно, в различные эпохи, видоизменялся и развивался русский язык и книжно-литературная лексика, от древнейших времен до конца XIX столетия. Труд Петра Николаевича Полевого можно смело назвать лучшим исследованием по истории русской словесности. Его отличают глубина и масштаб авторского замысла и воплощения. Успеху книги в немалой степени способствовало и качество самого издания (одного из лучших в дореволюционной России), прежде всего — тщательно подобранный богатейший иллюстративный материал (множество рисунков, гравюр, портретов, а также цветные хромолитографии).
Ревизор. 1836 — 1936. История театра в иллюстрациях и сценических документах.
Представленное издание выпущено Государственным издательством изобразительных искусств к столетию со дня первой постановки «Ревизора» на сцене (1836 г.) и воспроизводит основные этапы сценического воплощения бессмертной комедии Гоголя на протяжении ста лет. По словам С. С. Данилова, «сто лет сценической истории „Ревизора“ отразили борьбу философских концепций творчества Гоголя, создававшихся в течение этого времени». В альбоме в числе прочего публикуется репродукция редкого карандашного рисунка с пометкой «комедии Ревизор по желанию Г. Автора рисунок первого действия», а также зарисовка сцены пятого действия, сделанная артистом В. В. Самойловым, которая дошла до нас только в виде гравюры Эльваля, приложенной к журналу «Репертуар русского театра» за 1840 год. Это, в сущности, иллюстрация первой постановки, воспроизводящая спектакль с актерской точки зрения. Издание содержит 149 иллюстраций и приложения на 13 отдельных листах.
Книга «Ревизор. 1836 — 1936. История театра в иллюстрациях и сценических документах» — это исследовательское произведение, посвященное истории театра за период с 1836 по 1936 год. Автор предлагает читателю уникальный взгляд на исторически значимые события и развитие театральной индустрии на протяжении ста лет. Книга основана на собрании иллюстраций и сценических документов из театральных архивов, которые отражают разнообразие и богатство театральной жизни в течение данного периода. Читатели смогут увидеть репродукции афиш, программ, фотографий актеров и сцен, а также иллюстрации избранных сцен из популярных пьес и спектаклей того времени. Автор предлагает увлекательный путеводитель по истории театра, рассказывая о его важнейших моментах, значимых деятелях и театральных произведениях, которые задавали тон для развития искусства в течение ста лет. Книга включает интересные аналитические материалы о роли театра в обществе, его влиянии на культурные течения и социальные изменения. «Ревизор. 1836 — 1936. История театра в иллюстрациях и сценических документах» — это не только историческое исследование, но и художественное издание, являющееся настоящим источником вдохновения для всех, кто интересуется театром и историей искусства. Книга позволяет окунуться в атмосферу того времени, понять значение и влияние театрального искусства и насладиться уникальными художественными материалами, которые ранее могли быть недоступны широкой публике.
А. С. Пушкинъ. Бахчисарайскiй фонтанъ. Москва. Изданiе книжнаго магазина Гросманъ и Кнебель. 1899 годъ.
Издание поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» 1899 года с иллюстрациями В. А. Суренянца, которые считаются одними из лучших работ художника. Можно с уверенностью сказать, что книга является одной из вершин искусства печатной книги Серебряного века. Над изданием работали великие мастера своего дела: Пушкин в литературе, Ефремов в пушкиноведении, Суренянц в графике. Сюжет «Бахчисарайского фонтана», окутанный чувственностью и красотой Востока, был более чем популярен в эпоху модерна. Место действия — Крым, куда совершали паломничества многие знаковые деятели русского искусства, вдохновляясь этим произведением, байроническая идея которого пришла к Пушкину во время южной ссылки. Издание приурочено к 100-летнему юбилею со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Л. Н. Толстой. Хаджи-Муратъ. Изданiе Т-ва Р. Голике и А. Вильборгъ. Петроградъ. 1916 годъ.
Книга отпечатана на высочайшем полиграфическом уровне в одной из лучших российских типографий Поставщиков Двора Его Императорского Величества Т-ва Р. Голике и А. Вильборг и украшена многочисленными текстовыми и полностраничными цветными иллюстрациями, исполненными в различных техниках (линогравюры, ксилографии и цинкографии), по акварельным рисункам выдающегося русского живописца и графика, Е. Лансере. Иллюстрации на отдельных листах проложены прозрачными защитными кальками. В повести 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой Лансере выполнил заставку и концовку. Среди них есть как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Среди иллюстраций немало портретов, причём все они документальные. Например, в основу помещённого в конце вступления к повести портрета молодого офицера Л. Н. Толстого положены фотографии 1851 и 1855 годов. Другие портреты — князя С. М. Воронцова, княгини М. В. Воронцовой, князя М.Т. Лоренц-Меликова и др. — выполнены по живописным изображениям или дагерротипам. Они сравнительно небольшие, но нередко расположены на отдельной полосе с широкими чистыми полями. Иллюстрации Е. Е. Лансере к «Хаджи-Мурату «- бесспорный шедевр книжной графики.
Т. Г. Шевченко в портретах и иллюстрациях. Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР. Ленинград. 1940 год.
Альбом «Т. Г. Шевченко в портретах и иллюстрациях» рассчитан на учителя средней школы и должен служить пособием при изучении жизни и творчества Шевченко в классе. Он состоит из репродукций портретов, картин, рисунков, автографов и пр., иллюстрирующих важнейшие моменты жизни и творчества поэта. Особое место в альбоме занимают автопортреты и автоиллюстрации Шевченко. Иллюстративный материал сопровождается цитатами из произведений поэта, высказываний о нем, документов и пр. Цитаты из произведений поэта даны в оригинале — на украинском языке и в переводе — на русском языке. В альбом входят также статьи: «Т. Г. Шевченко, жизнь и творчество», «Т. Г. Шевченко в изобразительном искусстве» и Хронологическая канва.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Избранные произведения. Челябинское областное издательство. 1937 год.
Твёрдый переплёт, увеличенный формат. Предисловие: А. С. Ладейщикова. Содержание книги: «Охонины брови», «Хлеб», «В худых душах», «Переводчица на приисках», «Баймаган», «Летные», «Золотуха», «Штучка», «Отрава», «С голоду», «Варнак», «Ночёвка».
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди. Москва-Ленинград. 1937 год.
Издание из «палехской» серии знаменитого издательства Academia, приурочено к столетию со дня смерти А. С. Пушкина. В издательском переплете. На переплете название воспроизведено с помощью углубленного красочного тиснения. Форзацы художественно оформлены. После революции 1917 года художники Палеха, традиционно иконописцы, вынуждены были искать новые формы для продолжения своего ремесла. Свой уникальный стиль они перенесли в предметы декоративно-прикладного искусства, книжную иллюстрацию и монументальную живопись. В 1920-е годы их ремесло получило мировую известность и было отмечено на многих международных выставках. Иллюстрации И. И. Голикова — одного из зачинателей палехской миниатюры, заслуженного деятеля искусств России. Оформление Е. И. Когана — российского графика, художника книги, прекрасно понимавшего и учитывавшего возможности полиграфии.
А. С. Пушкин. Цыганы. Петербург. Комитет популяризации художественных изданий. 1924 год.
В книге воспроизведены рисунки Фридриха-Людвига фон Майделя. Майдель Фридрих-Людвиг − прибалтийский живописец, график, гравёр и скульптор. В 1835 г. основал в Дерпте (ныне Тарту) школу-мастерскую гравюры на дереве. Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина были сделаны Майделем еще при жизни поэта. Рисунки воспроизведены в настоящем издании в натуральную величину.
А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Москва-Ленинград. Academia. 1937 год.
Издание иллюстрировано рисунками Ивана Федоровича Рерберга — русского художника книги. В числе его лучших работ — оформление книг издательства «Academia». В издательском переплете. В книгу вошли драматические произведения Пушкина «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», — объединенные в цикл «Маленькие трагедии». Поставленные с необыкновенной резкостью и остротой психологические, исторические или философские проблемы развиваются в этих произведениях во всей трагической противоречивости. «Маленькие трагедии» Пушкина, написанные им в 1830 году в Болдино, посвящены страстям человеческим — тем страстям, что поглощают нас целиком, подчиняя себе все мысли и чувства. Каждый главный герой одержим такой страстью — будь то стяжание сокровищ, любовь, творчество или жажда бессмертия. Каждый из них — добровольный раб своей страсти, которому мало подчинить ей свое личное бытие, — он хочет подчинить ей мир.