коллекция древностей
Вольфгангъ Гёте. Фаустъ. Съ 50 картинами А. Лизенъ-Майера. Орнаментными украшениями Р. Зейтца. Русскiй переводъ В. Н. Струговщикова. Изданиiе товарищества М. О. Вольфъ. С.-Петербургъ и Москва. 1899 годъ.
Изысканное издание, украшенное 50 картинами А. Лизен-Майера, в том числе с 9 офортами в лист. Составные узорные художественные форзацы выполнены на тонированной золотом бумаге, со сложным рисунком растительного орнамента; обрез блока — тройной золотой.

Книга прекрасно иллюстрирована множеством великолепных гравюр и рисунков, размещённых как внутри текста, так и на отдельных листах. Оформление издания включает уникальные декоративные элементы: оригинальные виньетки, заставки, концовки и др. украшения.

Печать выполнена высококачественным способом на мелованной бумаге специализированными художественными шрифтами словолитни М. О. Вольфа, в художественной типографии Брейткопфа и Гертеля в Лейпциге.
Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Одна из крупнейших и наиболее авторитетных универсальных энциклопедий мира. Этот масштабный издательский проект советского периода включал 66 томов, выпущенных с 1926 по 1947 год.

К написанию статей, научному руководству и редактированию с самого начала привлекались крупнейшие учёные страны, что обеспечивало высокое качество научных материалов.

Иллюстрационный материал представлен разнообразными картами, диаграммами, техническими чертежами и рисунками. Большая часть этих иллюстраций исполнена гравюрой на дереве известными художниками.
Полное собрание сочинений А. С. Пушкина в 16 томах
Издание произведений, критических статей и переписки Александра Сергеевича Пушкина — академическое издание, подготовленное Академией наук СССР в 1933 году и приуроченное к столетию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, отмечавшемуся в 1937 году.

Выпуск собрания сочинений осуществлялся издательством АН СССР в 1937—1949 годах, дополнительный семнадцатый том был издан в 1959 году и не имел нумерации, а с учётом полутомов издание включает 20 книг.
А. С. Пушкин. Скупой рыцарь. Иллюстрации С. Плошинскаго. Изданiе А. С. Суворина. 1908 годъ.
Книга щедро иллюстрирована рисунками Сергея Фёдоровича Плошинского, выполненными в стиле средневековых манускриптов методом цветной автотипии. Использована высококлассная мелованная бумага.

Сергей Фёдорович Плошинский — известный график начала XX века, живший в Петербурге. Сотрудничал с крупными петербургскими издательствами, такими как Девриен и Суворин, создавал многочисленные графические произведения, включая знаменитые открытки, вышедшие в свет в начале прошлого столетия.
Вселенная и человечество. Подъ общей редакцiей Ганса Крэмера. Книгоиздательское товарищество «Просвещенiе». С.-Петербургъ. 1896 годъ.
Великолепно иллюстрированное, большеформатное издание, содержащее в себе энциклопедические сведения по естественным наукам и антропологии, содержит более 200 цветных и множество чёрно-белых иллюстраций в тексте и на отдельных вклейках.

Книга выполнена в роскошных кожаных переплётах стиля модерн с изящным золотым тиснением на обложке и корешке, дополненных тройными тонированными обрезами страниц.

Авторитетный коллектив немецких учёных представил новейшие научные достижения начала XX века. Русский перевод осуществил известный биолог Александр Станиславович Догель (1852−1922) — один из основоположников нейрогистологии, создатель журнала «Русский архив анатомии, гистологии и эмбриологии», член Комитета по присуждению Нобелевских премий.
И. Я. Павловскiй. Русско-немецкiй словарь. Изданiе Н. Киммеля. Рига. 1911 годъ.
Словарь издан в Лейпциге. Содержит более 160 тысяч слов, относящихся как к широкой и общеупотребительной лексике, так и к узконаправленной терминологии различных областей знаний. Особую прелесть словарю придают архаизмы начала XX века, представляющие особый интерес для специалистов-филологов.

Его автор, Иван Яковлевич Павловский (1852−1942), был известным лексикографом, переводчиком и публицистом. Павловский активно участвовал в революционном движении, за что был осуждён на три месяца тюремного заключения. По окончании наказания он покинул Россию, проживая сначала в Америке, затем в Швейцарии и Франции, где работал иностранным корреспондентом влиятельной русской газеты «Новое время». И. Я. Павловскому посчастливилось лично общаться с такими знаменитостями литературы, как Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев, воспоминания о последнем впоследствии сделали его популярным писателем-мемуаристом.
Собрание сочинений Л. Н. Толстого. Издательства И. Д. Сытина. 1912−1914 гг.
Уникальное издание в переплётах с золотым тиснением по корешкам и передним крышкам, украшенное чеканными металлическими барельефами. Каждый том имеет индивидуальный орнамент, узорчатый тройной обрез, с изображением венков, виноградной лозы, листов крестоцвета, декорированных золотом.

Подготовка текста и комментарии выполнил Павел Иванович Бирюков — крупнейший исследователь творчества Толстого, близкий друг и последователь великого писателя.

Иллюстрационное оформление создали художники Александр Васильевич Моравов, Алексей Михайлович Корин, Михаил Матвеевич Щеглов, Захар Евсеевич Пичугин, Константин Владимирович Лебедев, Леонид Осипович Пастернак и Анатолий Петрович Апсит. Они разработали оригинальные титульные страницы, декоративные рамки и концовки глав, а также создали отдельные живописные иллюстрации, напечатанные на плотных картонажных листах.

По замыслу издателя Ивана Дмитриевича Сытина это издание должно было стать самым парадным из тех изданий Толстого, какие до тех пор выходили в свет. На него Сытин затратил несколько сотен тысяч рублей.
Библиотека великихъ писателей. Изданiе Брокгаузъ-Ефрона. С.-Петербургъ. 1902−1904 гг.
Иллюстрированные издания представлены в качественных полукожаных переплётах с золотым тиснением на корешках.

Выпуск собрания сочинений осуществлялся Акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, основанным в Санкт-Петербурге в 1889 году типографом Ильёй Абрамовичем Ефроном по инициативе профессора литературоведа Семёна Афанасьевича Венгерова, а также при участии немецкого издательства Brockhaus, основанного автором знаменитой немецкой энциклопедии Фридрихом Арнольдом Брокгаузом в 1805 году.

Издательское общество располагалось в Санкт-Петербурге, в доме № 6 в Прачечном переулке. Не раз издательство Брокгауза и Ефрона предпринимало выпуск периодических изданий. Одним из таких периодических изданий должна была стать и «Библиотека великих писателей». К вынужденному окончанию издания в 1915 году из-за начала Первой мировой войны вышло 20 томов: 3 тома сочинений Джорджа Гордона Байрона, 2 тома Жана-Батиста Мольера, 6 томов Александра Сергеевича Пушкина, 5 томов Уильяма Шекспира и 4 тома Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера.
П. Н. Полевой. Исторiя русской словесности. Съ древнейшихъ временъ до нашихъ дней. Изданiе А. Ф. Маркса. С.-Петербургъ. 1900 годъ.
Издание — лучшее сочинение своего времени по истории русской словесности.

Автор труда — Пётр Николаевич Полевой (1839−1902), историк литературы и педагог. В 1900 Полевой выпустил главный труд своей жизни «История русской словесности с древнейших времен до наших дней», в которой раскрыл православно-национальный характер русской литературы. Главная цель настоящего монументального исследования — в общедоступной форме изложить «наиболее полную картину умственной и духовной жизни русского народа, насколько она проявилась в устном, рукописном или печатном русском слове.

П. Н. Полевой первым дал полное представление о том, как постепенно, в различные эпохи, видоизменялся и развивался русский язык и книжно-литературная лексика, от древнейших времён до конца XIX столетия. Труд Петра Николаевича Полевого можно смело назвать лучшим исследованием по истории русской словесности. Его отличают глубина и масштаб авторского замысла и воплощения.

Качество издания тоже сыграло важную роль в признании книги: богато иллюстрированная публикация представлена множеством рисунков, портретов и красочных графических элементов, превосходно выполненных лучшими мастерами своего дела.

Бумага изготовлена фабрикой К. П. Печаткина. Иллюстрации выполнены литографическим, автотипическим и цинкографическим способами в издательстве А. Маркса. Фотографии с натуры и с рукописей исполнены в Петербурге в мастерской Карла Буллы, и мастерской Сергея Гробовского — в Москве.
Ревизор. 1836 — 1936. История театра в иллюстрациях и сценических документах.
Представленное издание выпущено Государственным издательством изобразительных искусств — к столетию со дня первой постановки «Ревизора» на сцене.

Книга основана на собрании иллюстраций и сценических документов из театральных архивов, которые отражают разнообразие и богатство театральной жизни в течение этого периода.

Издание содержит 149 иллюстраций и приложения на 13 отдельных листах.

Читателям представлены репродукции афиш, программы, фотографии актёров и сцен, а также иллюстрации избранных сцен из популярных пьес и спектаклей того времени. Это издание — увлекательный путеводитель по истории театра, рассказывая о его важнейших моментах, значимых деятелях и театральных произведениях, которые задавали тон для развития искусства в течение ста лет. Книга включает интересные аналитические материалы о роли театра в обществе, его влиянии на культурные течения и социальные изменения.

Среди уникальных материалов альбома выделяются два редких документальных свидетельства первых спектаклей: карандашный рисунок, подписанный самим Гоголем («Комедия „Ревизор“. Рисунок первого действия»), и зарисовку финала спектакля, выполненную актёром Василием Васильевичем Самойловым. Этот набросок сохранился лишь в виде гравюры, опубликованной в журнале «Репертуар русского театра» в 1840 году, и представляет собой живое свидетельство атмосферы исторической премьеры глазами артиста.

Таким образом, данное издание является ценнейшим материалом для исследователей и любителей театра, предоставляя возможность погрузиться в богатый мир русской драматургии и театральной практики XIX—XX веков.
А. С. Пушкинъ. Бахчисарайскiй фонтанъ. Москва. Изданiе книжнаго магазина Гросманъ и Кнебель. 1899 годъ.
Издание поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» 1899 года приурочено к 100-летнему юбилею со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Книга иллюстрирована работами В. А. Суренянца, и справедливо считается одним из высших достижений книжной графики Серебряного века.

Творческий союз гениальных мастеров — Пушкина в литературе, Ефремова в пушкиноведении и Суренянца в графике — позволил создать уникальное издание. Восточная атмосфера сюжета поэмы идеально вписалась в тенденции моды на экзотику эпохи модерна.
Л. Н. Толстой. Хаджи-Муратъ. Изданiе Т-ва Р. Голике и А. Вильборгъ. Петроградъ. 1916 годъ.
Книга отпечатана на высочайшем полиграфическом уровне в одной из лучших российских типографий Поставщиков Двора Его Императорского Величества Т-ва Р. Голике и А. Вильборг и украшена многочисленными текстовыми и полностраничными цветными иллюстрациями, исполненными в различных техниках (линогравюры, ксилографии и цинкографии), по акварельным рисункам выдающегося русского живописца и графика, Е. Лансере.

В повести 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой главы художник выполнил заставку и концовку.

Книга щедро иллюстрирована как текстовыми, так и отдельными листами полноразмерных цветных иллюстраций, созданных в разных техниках (линогравюра, ксилография, цинкография) по акварелям талантливого русского художника Евгения Евгеньевича Лансере. Среди них есть как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Иллюстрации представляют собой жанровые сюжеты и портреты исторических персонажей.

Портрет молодого офицера Льва Николаевича Толстого выполнен по фотографиям 1851 и 1855 годов, а образы князя Михаила Воронцова, его супруги Марии Воронцовой, генерала Лорис-Меликова и других лиц воссозданы художником по живописным полотнам и старинным дагерротипам. Несмотря на компактные размеры, портреты эффектно располагаются на отдельных страницах с просторными белыми полями.

Графические иллюстрации Евгения Лансере к повести «Хаджи-Мурат» являются признанным образцом книжной графики. Каждая отдельная иллюстрация защищена прозрачной калькой.
Т. Г. Шевченко в портретах и иллюстрациях. Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР. Ленинград. 1940 год.
Альбом «Т. Г. Шевченко в портретах и иллюстрациях» рассчитан на учителя средней школы и служит методическим пособием при изучении жизни и творческого наследия Т. Г. Шевченко.

Основное содержание составляют высококачественные репродукции портретов, картин, рисунков, автографов и иных художественных материалов, отображающих ключевые эпизоды жизни и творчества украинского классика.

Важнейшей частью альбома являются автопортреты и созданные самим Шевченко иллюстрации. Все иллюстрации снабжены сопроводительными текстами, включающими цитаты из стихотворений и прозы поэта, высказывания критиков и коллег, фрагменты писем и документов. Произведения Шевченко приводятся на двух языках: оригинальная украинская версия сопровождается переводом на русский язык.

Дополнительно включены статьи «Жизнь и творчество Т.Г. Шевченко», «Образ Т. Г. Шевченко в изобразительном искусстве» и хронология основных событий жизни поэта.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Избранные произведения. Челябинское областное издательство. 1937 год.
Твёрдый переплёт, увеличенный формат. Предисловие: А. С. Ладейщикова.

Содержание книги: «Охонины брови», «Хлеб», «В худых душах», «Переводчица на приисках», «Баймаган», «Летные», «Золотуха», «Штучка», «Отрава», «С голоду», «Варнак», «Ночёвка».
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди. Москва-Ленинград. 1937 год.
Издание из «палехской» серии знаменитого издательства Academia, приурочено к столетию со дня смерти А. С. Пушкина. Выполнено в фирменном переплёте с красочным углубленным тиснением названия, художественно оформленными форзацами.

После революции 1917 года художники Палеха, традиционно иконописцы, вынуждены были искать новые формы для продолжения своего ремесла. Свой уникальный стиль они перенесли в предметы декоративно-прикладного искусства, книжную иллюстрацию и монументальную живопись. В 1920-е годы их ремесло получило мировую известность и было отмечено на многих международных выставках.

Иллюстратор издания — Илья Иванович Голиков, один из основателей палехской миниатюрной живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР. Оформлял книгу художник-книжник Евгений Исаакович Коган, мастерски использующий возможности современной полиграфии.
А. С. Пушкин. Цыганы. Петербург. Комитет популяризации художественных изданий. 1924 год.
В книге представлены точные копии оригинальных рисунков Фридриха-Людвига фон Майделя, известного прибалтийского живописца, графика, гравёра и скульптора. Майдель открыл в 1835 году в Дерпте (современный Тарту) первую школу-гравировальную мастерскую. Эти иллюстрации к поэмам А. С. Пушкина созданы самим мастером при жизни поэта. В данном издании рисунки воспроизведены в полном размере.
А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Москва-Ленинград. Academia. 1937 год.
Книга иллюстрирована рисунками Ивана Фёдоровича Рерберга — русского художника книги. В числе его лучших работ — оформление книг издательства «Academia».

Книга объединяет цикл «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Написанные в 1830 году в Болдино, трагедии посвящены всепоглощающим страстям, полностью захватывающим души главных героев, превращаясь в единственную цель их существования.
История Москвы. Москва. Издательство Академии наук СССР. 1952−1959 гг.
Издание было приурочено к 800-летнему юбилею столицы, который страна-победительница отметила в 1947 году. Выпущенная в 1952—1959 гг. шеститомная «История Москвы» отразила отечественную историю через проблемы формирования и развития национального центра великорусского народа, экономического центра России, политического, экономического и культурного центра СССР. Издание освещает историю столицы России от первых упоминаний о ней в источниках до сталинской довоенной эпохи.

Текст издания сопровождается множеством цветных и чёрно-белых иллюстраций в тексте и на отдельных листах, а также раскладными картами и рисунками. В приложении представлены исторические карты и планы Москвы разных периодов. Справочный материал содержит библиографию, указатель имён, топографический указатель, географический указатель, указатель учреждений, организаций, список иллюстраций.
Б. А. Тураев. История Древнего Востока. ОГИЗ Социально-экономическое издательство. Ленинград. 1936 год.
Издание представляет собой детальный курс по истории Древнего Востока, охватывая материалы древних цивилизаций Египта, Вавилона, Ассирии, Палестины, Сирии, Малой Азии и Ирана.

Книги снабжены большим количеством переводов с оригиналов различных литературных памятников и письменных документов социально-экономического характера, рисующих различные стороны жизни древневосточных обществ и позволяющих нам глубоко погрузиться в разные аспекты жизни восточных народов древности.
Карлъ Федернъ. Данте и его время. Переводъ съ немецкаго В. М. Спасской, подъ редакцiей М. Н. Розанова, приватъ-доцента Московскаго университета. Изданiе Т-ва И. Д. Сытина. Москва. 1911 годъ.
Прекрасно иллюстрированное издание: более 270 рисунков, гравюр и литографий, включая портрет Данте и копию судебного решения от 10 марта 1302 года, вынесенного против поэта. Элегантные орнаментированные форзацы. Высококачественная мелованная бумага.

Карл Федерн (1868—1943) — известный австрийский юрист, переводчик и литератор. В своём труде Федерн ярко воссоздаёт атмосферу средневековой культуры, подчёркивая величие фигуры автора «Божественной комедии». Его цель — подготовить читателей к восприятию сложного и притягательного мира поэзии Данте, помогая глубже осмыслить произведение самостоятельно, без детального литературного анализа текста.