Я к солнцу руки
простираю…
155 лет со дня рождения
Зинаиды Николаевны
Гиппиус
Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года
в городе Белёв Тульской области.
Происхождение: из немецких дворян.
Отец – юрист, обер-прокурор Сената.
Способность Зинаиды
к сочинительству открылась рано.

«Стихи мои всем казались «испорченностью»,
но я их не скрывала…»;
«Я с детства ранена смертью и любовью»

- позже признавалась Гиппиус.
После получения высокой должности обер-прокурора
Николай Романович увёз семью в Нежин,
в Черниговскую губернию, к новому месту службы.

Зинаиду отдали в Киевский институт благородных девиц,
но через полгода вынуждены были забрать по состоянию здоровья.

После Зинаида получала домашнее образование, занимаясь
с преподавателями из местного Гоголевского лицея.
Вскоре после переезда в Москву
у Зинаиды обнаружили туберкулёз.
Семья, по настоянию врачей,
была вынуждена переехать в Ялту.
Бессилье

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к Солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для неё не знаю слов.

В 1888 году

на даче в Боржоми

она познакомилась

с молодым поэтом


Дмитрием

Сергеевичем Мережковским


темноволосым, большеглазым, хрупкого телосложения — человеком, не производящим впечатление мощного творца

и мыслителя.



8 января 1889 года в церкви Михаила Архангела в Тифлисе произошло венчание.
Зинаиде было 19 лет, Дмитрию – 23.

«Торжество было коротким

и скромным. Д.С. ушёл

к себе в гостиницу

довольно рано, а я легла спать и забыла, что замужем»


- вспоминала Гиппиус.
Они были вместе 52 года,
«не разлучаясь ни на один день», как призналась поэтесса.
Любовь одна

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.

Мы негодуем иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.

Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном — глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.
Мережковский и Гиппиус – творческие люди с непростыми характерами - были ранимыми, легко сердились и ссорились.
Чтобы избежать семейных ссор, супруги заключили негласный договор:
она будет писать прозу, а он – поэзию.
Но вскоре супруг объявил, что собирается нарушить договор:
у него возникла идея романа.
В Петербурге произошло знакомство с известным литератором А.Н. Плещеевым, который «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем,
что однажды принёс
на её «суд строгий» стихотворения
из «Северного вестника».
В Петербурге произошло знакомство с известным литератором А.Н. Плещеевым, который «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем,
что однажды принёс
на её «суд строгий» стихотворения
из «Северного вестника».
В числе новых знакомых З.Н. Гиппиус
были писатели:
  • Полонский Я.П.
    поэт и прозаик
  • Майков А.Н.
    поэт
  • Григорович Д.В.
    писатель

В «Северном вестнике» вышло несколько

стихотворений З.Н. Гиппиус.


А в начале 1890 года в «Вестнике Европы»

был опубликован рассказ «Злосчастная» - дебют

Зинаиды Гиппиус как прозаика.


Критики отмечали, что произведения Гиппиус

того времени были написаны под влиянием

идей Рескина, Ницше и «других

властителей дум».


Болезнь заставила Гиппиус покинуть Петербург.
Чтобы окончательно выздороветь, она вместе с мужем в 1891-1892 годах совершила две поездки по югу Европы. Оказавшись в Италии,
наша героиня познакомилась с писателем А.П. Чеховым.
Там же состоялась ещё одна встреча и новое знакомство -
с издателем А.С. Сувориным.

Итальянские впечатления стали самыми светлыми и возвышенными
её «самых счастливых, молодых лет».
  • Чехов А.П.
    писатель, прозаик, драматург, врач
  • Суворин А.С.
    журналист, издатель, писатель, драматург,
    театральный критик
Многие критики и литературоведы отмечали её несомненный талант:
«стихи её – это воплощение души современного человека, расколотого,
часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного,
ни с чем не мирящегося и ни в чём
не успокаивающегося». Зинаида Гиппиус стала одной из центральных фигур русского символизма.
Многие критики и литературоведы отмечали её несомненный талант:
«стихи её – это воплощение души современного человека, расколотого,
часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного,
ни с чем не мирящегося и ни в чём
не успокаивающегося». Зинаида Гиппиус стала одной из центральных фигур русского символизма.

«Собрание стихов,

вышедшее в 1904 году,

стало крупным событием

в жизни русской поэзии.


Поэт И.Ф. Анненский отмечал,

что основная тема

произведений З.Н. Гиппиус,

напечатанных в этой книге, -

«мучительное качание

маятника в сердце».


Поэт В.Я. Брюсов, поклонник нашей героини,
отмечал «непобедимую правдивость», с какой поэтесса
фиксировала различные эмоциональные состояния
и жизнь своей «плененной души»
В доходном доме Мурузи в Санкт-Петербурге Гиппиус и Мережковский прожили 23 года. Их квартира стала центром религиозно-философской
и общественной жизни города.
Там бывали многие молодые мыслители
и писатели, увлеченные символизмом.
В доходном доме Мурузи в Санкт-Петербурге Гиппиус и Мережковский прожили 23 года. Их квартира стала центром религиозно-философской
и общественной жизни города.
Там бывали многие молодые мыслители
и писатели, увлеченные символизмом.

По словам

поэта и критика

Г.В. Адамовича,

З.Н. Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей».


В начале 1890-х г.г. З.Н. Гиппиус под мужскими псевдонимами публиковала литературно-критические статьи,
выступала в качестве критика в журналах «Новый путь», «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль» и других.
События 1905 года стали во многом переломными
в жизни и творчестве Зинаиды Николаевны.
На несколько лет супруги сделались
непримиримыми противниками самодержавия, борцами
с консервативным устройством России.
Божий суд

Это, братцы, война не военная,
Это, други, Господний наказ.
Наша родина, горькая, пленная,
Стонет, молит защиты у нас.
Тем зверьём, что зовутся «товарищи»,
Изничтожена наша земля.
Сёла наши — не сёла, пожарищи,
Опустели родные поля.
Плачут дети, томясь в испытании
И от голода еле дыша,
Неужель на такие страдания
Не откликнется наша душа?
Мы ль не слышим, что совестью велено?
Мы ль не двинемся все, как один,
Не покажем Бронштейну да Ленину,
Кто на русской земле господин?
Самодержцы трусливые, куцые,
Да погибнут под нашим огнём!
Знамя новой, святой революции
В землю русскую мы понесём.
Слава всем, кто с душой неизменною
В помощь Родине ныне идут.
Это, други, война не военная,
Это Божий свершается суд.

В феврале 1906 года Гиппиус

и Мережковский покинули Россию

и направились в Париж,

где в добровольном изгнании провели более двух лет.

В Париже Зинаида Николаевна организовывала встречи

для писателей, которые

назвала «субботами».

В Париже

они выпустили сборник антимонархических статей

на французском языке, сблизились

со многими революционерами.


В 1906 году вышел

сборник её рассказов «Алый меч»,

а в 1908 – драма «Маков цвет», посвященная революционному

движению.



В 1910 году, в России вышло «Собрание стихов. Книга вторая».


Основной темой стал

«душевный разлад человека,

во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования,

но так и не нашедшего достаточных резонов смириться

и принять – ни «тяжесть счастья», ни «отречение от него».

Начало Первой мировой войны произвело на Гиппиус тяжелое впечатление. Она выступила против участия в ней России.
Поэтесса придумала от лица женщин писать «простонародные» письма солдатам на фронт,
иногда вкладывая их в кисеты.
Эти послания не представляли художественной ценности,
но имели большой общественный резонанс.
Начало Первой мировой войны произвело на Гиппиус тяжелое впечатление. Она выступила против участия в ней России.
Поэтесса придумала от лица женщин писать «простонародные» письма солдатам на фронт,
иногда вкладывая их в кисеты.
Эти послания не представляли художественной ценности,
но имели большой общественный резонанс.
Письмо III

Лети, лети подарочек,
На дальнюю сторонушку,
Достанься мой подарочек,
‎Кому всего нужней.

Поклоны шлю я низкие
Солдатикам и унтерам,
Со всеми офицерами
‎(Коль ласковы до вас).

Еще велят вам кланяться
Губернии: Тамбовская,
Псковская, Новгородская,
‎Воронежская, Тульская,

Губернии сибирские,
Все города российские
‎И Питер и Москва.

Кто дома кинул детушек,
Иль тайную зазнобушку,
‎Иль милую жену —

Пускай не беспокоится:
Семья его накормлена,
Жена его устроена,
‎Зазнобушка верна.

Воюйте со вниманием,
Гоните немца яраго,
Не всех колите до смерти —
‎Хватайте больше в плен

Да шлите в нашу сторону:
Научим уму-разуму,
Покрестим в веру правую —
‎Забудут нам дерзить.

Готовлю я вам к празднику
Ещё чего в подарочек…
Пришлите только с почтою
‎Ответное письмо.

Мой адрес будет — в Питере,
По Сергиевской улице,
‎Дом 83.

Зовут Екатериною,
Фамилия Суханова…
Прошу я убедительно
‎Меня не забывать.
Конец 1916 года Гиппиус и Мережковский провели в Кисловодске,
а в начале 1917 года вернулись в Петроград.
Супруги приветствовали Февральскую революцию, считая,
что она покончит с войной и реализует идеи свободы.

События Октябрьской революции повергли поэтов в ужас.
Они восприняли их как «воцарение антихриста»
и «торжество надмирного зла»: «Голодных бунтов нет –
люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…»

Поэтическим документом времени, отразившим отношение поэтессы

к происходившему

в 1917-1918 годах,

стал сборник

«Последние стихи".


Зимой 1919 года Мережковский и Гиппиус
с небольшим багажом, рукописями и записными книжками
уехали в Гомель. Затем была Польша,
а 20 октября 1920 года супруги отбыли во Францию.
Поселившись во Франции, Зинаида Николаевна с мужем
остро переживали отчуждённость от Родины.
По инициативе поэтессы было создано общество «Зелёная лампа», призванное объединить разнообразные литературные круги эмиграции. Зинаида Гиппиус привнесла в эмиграцию свою политическую непримиримость и желание «свидетельствовать о правде, говорить, кричать о ней».

В свете «Зелёной лампы» объединились литераторы и мыслители
русского зарубежья. Они читали доклады на философские, литературные
и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании.
  • Бунин И.А.
    писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии
    по литературе 1933 года
  • Алданов М.А.
    прозаик, публицист,
    автор исторических романов
    и очерков
  • Бердяев Н.А.
    философ
  • Иванов Г.В.
    поэт, прозаик
  • Адамович Г.В.
    поэт
  • Ходасевич В.Ф.
    поэт, переводчик

В 1939 году в Париже вышла книга стихотворений З.Н. Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него публиковались только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам.


Произведения, вошедшие

в «Сияние», пронизаны

ностальгией и одиночеством.


Над забвеньем

Я весь, и сердцем и телом,
Тебя позабыл давно,
Как будто в дому опустелом
Закрылось твоё окно.

И вот, этот звук случайный,
Который я тоже забыл,
По связи какой-то тайной
Меня во мне изменил.

Душу оставил всё тою,
Уму не сказал ничего,
Лишь острою теплотою
Наполнил меня всего.

Не память, но воскресенье,
Мгновений обратный лёт...
Так бывшее над забвеньем
Своею жизнью живёт.

В 1941 году скончался

Дмитрий Мережковский.

Зинаида Николаевна очень

тяжело перенесла эту потерю.


«Я умерла, осталось умереть

только телу»,


- писала она

после смерти мужа.


В последние годы Зинаида Николаевна
вернулась к стихотворениям: взялась за работу
над поэмой «Последний круг», оставшейся, как и книга «Дмитрий Мережковский», незавершенной.

Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже
9 сентября 1945 года. Поэтесса была похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа.
Зинаида Гиппиус – одна из центральных фигур эпохи Серебряного века, поры русского религиозного и культурного Возрождения
с его историческими прозрениями, мистикой, религиозно-философскими исканиями и художественными открытиями. Войдя в литературу
в пору символизма, она воплотила в творчестве его главный завет – слияние личной судьбы с созидаемым искусством, воплощение личности
в мире фантазии.
викторина
ЯРКАЯ И УДИВИТЕЛЬНАЯ
Начать
Юбилейная дата поэтессы:
Дальше
Проверить
Показать результат
Место рождения З. Гиппиус:
Дальше
Проверить
Показать результат
По воспоминаниям З. Гиппиус: «Когда мне было ...? лет я уже писала стихи «не отрывая пера от бумаги»:
Дальше
Проверить
Показать результат
Какое образование получила З. Гиппиус?
Дальше
Проверить
Показать результат
Какое заболевание девушки заставило семью Гиппиус переехать в Ялту?
Дальше
Проверить
Показать результат
Где поэтесса познакомилась с будущим мужем?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как долго продолжался брак Гиппиус и Мережковского?
Дальше
Проверить
Показать результат
Произведения какого издания принёс на суд молодой девушке А.Н. Плещеев?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как назывался первый рассказ З. Гиппиус – её дебют как прозаика?
Дальше
Проверить
Показать результат
Где произошло знакомство с писателем А.П. Чеховым?
Дальше
Проверить
Показать результат
Зинаида Гиппиус стала одной из центральных фигур этого литературного направления:
Дальше
Проверить
Показать результат
Что придумала З. Гиппиус для поддержания морального духа солдат на полях сражений первой мировой войны?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как называлось общество, которое было создано по инициативе З. Гиппиус?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как назывался последний сборник стихотворений поэтессы?
Дальше
Проверить
Показать результат
Название поэмы З. Гиппиус, оставшейся как книга «Дмитрий Мережковский» незавершённой:
Дальше
Проверить
Показать результат
Как-то не очень!
Сожалею, что не всё получилось, но каждый может ошибаться! Попробуйте ещё! И спасибо за участие!
Пройти ещё раз
Могло быть лучше!
Воспользуйтесь материалами презентации, чтобы уточнить знания! И попробуйте улучшить результат!
Пройти ещё раз
Более-менее
Но разве это лучшее из того, что могло получиться? Пересмотрите материалы о поэтессе, результат точно будет лучше!
Пройти ещё раз
Неплохо!
Стремитесь к вершине, не останавливаясь! Дальнейших успехов!
Пройти ещё раз
Очень хорошо!
Вы любите и цените литературу! Так держать!
Пройти ещё раз
Отличный результат!
Примите поздравления!
Пройти ещё раз
Я к солнцу руки простираю…
155 лет со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус
Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в городе Белёв Тульской области.
Происхождение: из немецких дворян.
Отец – юрист, обер-прокурор Сената.
Способность Зинаиды к сочинительству открылась рано.

«Стихи мои всем казались «испорченностью», но я их не скрывала…»;
«Я с детства ранена смертью и любовью»

- позже признавалась Гиппиус.
После получения высокой должности обер-прокурора Николай Романович увёз семью в Нежин, в Черниговскую губернию, к новому месту службы.

Зинаиду отдали в Киевский институт благородных девиц, но через полгода вынуждены были забрать по состоянию здоровья.


После Зинаида получала домашнее образование, занимаясь с преподавателями из местного Гоголевского лицея.

Вскоре после переезда в Москву у Зинаиды обнаружили туберкулёз.
Семья, по настоянию врачей, была вынуждена переехать в Ялту.
Бессилье

Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу...
Стою над пропастью — над небесами, —
И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить...
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к Солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков...
Мне кажется, что истину я знаю —
И только для неё не знаю слов.

В 1888 году на даче в Боржоми она познакомилась с молодым поэтом


Дмитрием

Сергеевичем

Мережковским


темноволосым, большеглазым, хрупкого телосложения — человеком, не производящим впечатление мощного творца и мыслителя.



8 января 1889 года в церкви Михаила Архангела в Тифлисе произошло венчание. Зинаиде было 19 лет, Дмитрию – 23.


«Торжество было коротким и скромным. Д.С. ушёл к себе в гостиницу довольно рано, а я легла спать и забыла, что замужем»


- вспоминала Гиппиус.

Они были вместе 52 года,
«не разлучаясь ни на один день», как призналась поэтесса.
Любовь одна

Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь — одна.

Мы негодуем иль играем,
Иль лжем — но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна — любовь одна.

Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь… И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном — бесконечность,
Лишь в постоянном — глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа — верна,
И любим мы одной любовью…
Любовь одна, как смерть одна.
Мережковский и Гиппиус – творческие люди с непростыми характерами - были ранимыми, легко сердились и ссорились. Чтобы избежать семейных ссор, супруги заключили негласный договор: она будет писать прозу, а он – поэзию. Но вскоре супруг объявил, что собирается нарушить договор: у него возникла идея романа.
В Петербурге произошло знакомство с известным литератором А.Н. Плещеевым, который «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем, что однажды принёс на её «суд строгий» стихотворения из «Северного вестника».
В числе новых знакомых З.Н. Гиппиус были писатели:
  • Полонский Я.П.
    поэт и прозаик
  • Майков А.Н.
    поэт
  • Григорович Д.В.
    писатель

В «Северном вестнике» вышло несколько стихотворений З.Н. Гиппиус.


А в начале 1890 года в «Вестнике Европы» был опубликован рассказ «Злосчастная» - дебют Зинаиды Гиппиус как прозаика.


Критики отмечали, что произведения Гиппиус того времени были написаны под влиянием идей Рескина, Ницше и «других властителей дум».


Болезнь заставила Гиппиус покинуть Петербург. Чтобы окончательно выздороветь, она вместе с мужем в 1891-1892 годах совершила две поездки по югу Европы.

Оказавшись в Италии, наша героиня познакомилась с писателем А.П. Чеховым. Там же состоялась ещё одна встреча и новое знакомство - с издателем А.С. Сувориным.

Итальянские впечатления стали самыми светлыми и возвышенными её «самых счастливых, молодых лет».
  • Чехов А.П.
    писатель, прозаик, драматург, врач
  • Суворин А.С.
    журналист, издатель, писатель, драматург, театральный критик
Многие критики и литературоведы отмечали её несомненный талант: «стихи её – это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни в чём не успокаивающегося».

Зинаида Гиппиус стала одной из центральных фигур русского символизма.

«Собрание стихов, вышедшее в 1904 году, стало крупным событием в жизни русской поэзии.


Поэт И.Ф. Анненский отмечал, что основная тема произведений З.Н. Гиппиус, напечатанных в этой книге, - «мучительное качание маятника в сердце».


Поэт В.Я. Брюсов, поклонник нашей героини, отмечал «непобедимую правдивость», с какой поэтесса фиксировала различные эмоциональные состояния и жизнь своей «плененной души».
В доходном доме Мурузи в Санкт-Петербурге Гиппиус и Мережковский прожили 23 года. Их квартира стала центром религиозно-философской и общественной жизни города. Там бывали многие молодые мыслители и писатели, увлеченные символизмом.

По словам поэта и критика Г.В. Адамовича, З.Н. Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей».


В начале 1890-х г.г. З.Н. Гиппиус под мужскими псевдонимами публиковала литературно-критические статьи, выступала в качестве критика в журналах «Новый путь», «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль» и других.
События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Николаевны. На несколько лет супруги сделались непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным устройством России.
Божий суд

Это, братцы, война не военная,
Это, други, Господний наказ.
Наша родина, горькая, пленная,
Стонет, молит защиты у нас.
Тем зверьём, что зовутся «товарищи»,
Изничтожена наша земля.
Сёла наши — не сёла, пожарищи,
Опустели родные поля.
Плачут дети, томясь в испытании
И от голода еле дыша,
Неужель на такие страдания
Не откликнется наша душа?
Мы ль не слышим, что совестью велено?
Мы ль не двинемся все, как один,
Не покажем Бронштейну да Ленину,
Кто на русской земле господин?
Самодержцы трусливые, куцые,
Да погибнут под нашим огнём!
Знамя новой, святой революции
В землю русскую мы понесём.
Слава всем, кто с душой неизменною
В помощь Родине ныне идут.
Это, други, война не военная,
Это Божий свершается суд.

В феврале 1906 года Гиппиус и Мережковский покинули Россию и направились в Париж, где в добровольном изгнании провели более двух лет. В Париже Зинаида Николаевна организовывала встречи для писателей, которые назвала «субботами».

В Париже они выпустили сборник антимонархических статей на французском языке, сблизились со многими революционерами.


В 1906 году вышел сборник её рассказов «Алый меч», а в 1908 – драма «Маков цвет», посвященная революционному движению.


В 1910 году, в России вышло «Собрание стихов. Книга вторая».


Основной темой стал «душевный разлад человека, во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования, но так и не нашедшего достаточных резонов смириться и принять – ни «тяжесть счастья», ни «отречение от него».


Начало Первой мировой войны произвело на Гиппиус тяжелое впечатление. Она выступила против участия в ней России.

Поэтесса придумала от лица женщин писать «простонародные» письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты.

Эти послания не представляли художественной ценности, но имели большой общественный резонанс.
Письмо III

Лети, лети подарочек,
На дальнюю сторонушку,
Достанься мой подарочек,
‎Кому всего нужней.

Поклоны шлю я низкие
Солдатикам и унтерам,
Со всеми офицерами
‎(Коль ласковы до вас).

Еще велят вам кланяться
Губернии: Тамбовская,
Псковская, Новгородская,
‎Воронежская, Тульская,

Губернии сибирские,
Все города российские
‎И Питер и Москва.

Кто дома кинул детушек,
Иль тайную зазнобушку,
‎Иль милую жену —

Пускай не беспокоится:
Семья его накормлена,
Жена его устроена,
‎Зазнобушка верна.

Воюйте со вниманием,
Гоните немца яраго,
Не всех колите до смерти —
‎Хватайте больше в плен

Да шлите в нашу сторону:
Научим уму-разуму,
Покрестим в веру правую —
‎Забудут нам дерзить.

Готовлю я вам к празднику
Ещё чего в подарочек…
Пришлите только с почтою
‎Ответное письмо.

Мой адрес будет — в Питере,
По Сергиевской улице,
‎Дом 83.

Зовут Екатериною,
Фамилия Суханова…
Прошу я убедительно
‎Меня не забывать.
Конец 1916 года Гиппиус и Мережковский провели в Кисловодске, а в начале 1917 года вернулись в Петроград. Супруги приветствовали Февральскую революцию, считая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы.

События Октябрьской революции повергли поэтов в ужас. Они восприняли их как «воцарение антихриста» и «торжество надмирного зла»: «Голодных бунтов нет – люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…»

Поэтическим документом времени, отразившим отношение поэтессы к происходившему в 1917-1918 годах, стал сборник «Последние стихи".


Зимой 1919 года Мережковский и Гиппиус с небольшим багажом, рукописями и записными книжками уехали в Гомель. Затем была Польша, а 20 октября 1920 года супруги отбыли во Францию. Поселившись во Франции, Зинаида Николаевна с мужем остро переживали отчуждённость от Родины.
По инициативе поэтессы было создано общество «Зелёная лампа», призванное объединить разнообразные литературные круги эмиграции. Зинаида Гиппиус привнесла в эмиграцию свою политическую непримиримость и желание «свидетельствовать о правде, говорить, кричать о ней».

В свете «Зелёной лампы» объединились литераторы и мыслители русского зарубежья. Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании.
  • Бунин И.А.
    писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии
    по литературе 1933 года
  • Алданов М.А.
    прозаик, публицист,
    автор исторических романов
    и очерков
  • Бердяев Н.А.
    философ
  • Иванов Г.В.
    поэт, прозаик
  • Адамович Г.В.
    поэт
  • Ходасевич В.Ф.
    поэт, переводчик

В 1939 году в Париже вышла книга стихотворений З.Н. Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него публиковались только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам.


Произведения, вошедшие в «Сияние», пронизаны ностальгией и одиночеством.


Над забвеньем

Я весь, и сердцем и телом,
Тебя позабыл давно,
Как будто в дому опустелом
Закрылось твоё окно.

И вот, этот звук случайный,
Который я тоже забыл,
По связи какой-то тайной
Меня во мне изменил.

Душу оставил всё тою,
Уму не сказал ничего,
Лишь острою теплотою
Наполнил меня всего.

Не память, но воскресенье,
Мгновений обратный лёт...
Так бывшее над забвеньем
Своею жизнью живёт.

В 1941 году скончался Дмитрий Мережковский. Зинаида Николаевна очень

тяжело перенесла эту потерю.


«Я умерла, осталось умереть только телу»,


- писала она после смерти мужа.


В последние годы Зинаида Николаевна вернулась к стихотворениям: взялась за работу над поэмой «Последний круг», оставшейся, как и книга «Дмитрий Мережковский», незавершенной.

Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года. Поэтесса была похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Зинаида Гиппиус – одна из центральных фигур эпохи Серебряного века, поры русского религиозного и культурного Возрождения с его историческими прозрениями, мистикой, религиозно-философскими исканиями и художественными открытиями. Войдя в литературу в пору символизма, она воплотила в творчестве его главный завет – слияние личной судьбы с созидаемым искусством, воплощение личности в мире фантазии.
викторина
ЯРКАЯ И УДИВИТЕЛЬНАЯ
Начать
Юбилейная дата поэтессы:
Дальше
Проверить
Показать результат
Место рождения З. Гиппиус:
Дальше
Проверить
Показать результат
По воспоминаниям З. Гиппиус: «Когда мне было ...? лет я уже писала стихи «не отрывая пера от бумаги»:
Дальше
Проверить
Показать результат
Какое образование получила З. Гиппиус?
Дальше
Проверить
Показать результат
Какое заболевание девушки заставило семью Гиппиус переехать в Ялту?
Дальше
Проверить
Показать результат
Где поэтесса познакомилась с будущим мужем?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как долго продолжался брак Гиппиус и Мережковского?
Дальше
Проверить
Показать результат
Произведения какого издания принёс на суд молодой девушке А.Н. Плещеев?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как назывался первый рассказ З. Гиппиус – её дебют как прозаика?
Дальше
Проверить
Показать результат
Где произошло знакомство с писателем А.П. Чеховым?
Дальше
Проверить
Показать результат
Зинаида Гиппиус стала одной из центральных фигур этого литературного направления:
Дальше
Проверить
Показать результат
Что придумала З. Гиппиус для поддержания морального духа солдат на полях сражений первой мировой войны?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как называлось общество, которое было создано по инициативе З. Гиппиус?
Дальше
Проверить
Показать результат
Как назывался последний сборник стихотворений поэтессы?
Дальше
Проверить
Показать результат
Название поэмы З. Гиппиус, оставшейся как книга «Дмитрий Мережковский» незавершённой:
Дальше
Проверить
Показать результат
Как-то не очень!
Сожалею, что не всё получилось, но каждый может ошибаться! Попробуйте ещё! И спасибо за участие!
Пройти ещё раз
Могло быть лучше!
Воспользуйтесь материалами презентации, чтобы уточнить знания! И попробуйте улучшить результат!
Пройти ещё раз
Более-менее
Но разве это лучшее из того, что могло получиться? Пересмотрите материалы о поэтессе, результат точно будет лучше!
Пройти ещё раз
Неплохо!
Стремитесь к вершине, не останавливаясь! Дальнейших успехов!
Пройти ещё раз
Очень хорошо!
Вы любите и цените литературу! Так держать!
Пройти ещё раз
Отличный результат!
Примите поздравления!
Пройти ещё раз